МОУ "СОШ №8 имени кавалера трех орденов Славы В.И. Курова г.Новоузенска Саратовской области"
Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Московская, 58
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    "Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться," — считал детский психолог Л. А. Венгер.

    Начало школьной жизни – закономерный этап на пути ребенка. Каждый ребенок, достигая определенного возраста, идет в школу.

    В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?  Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

    Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    На некоторые вопросы вы сможете найти ответы на этой странице.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка. Но как понять, во сколько лет ребенок на сто процентов готов к серьезному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Детские психологи пришли к выводу, что гораздо важнее такое понятие как готовность ребенка к школе. Рассказываем, по каким критериям ее можно оценить. 

    Четыре уровня развития

    Готовность ребенка к школе можно условно разделить на четыре компонента:

    • социальную;
    • психологическую;
    • интеллектуальную;
    • физическую.

    Социальная готовность

    Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот навык у детей минимум за год до поступления в школу.

    Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.

    О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.

    Психологическая готовность

    Психологическая готовность – это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы.

    В последние годы к этой категории также относят развитие так называемых гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.

    Интеллектуальная или специальная готовность

    Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе.

    Физическая готовность

    К элементам физической готовности  относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).

    Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определенных заданиях.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Готов ли ваш ребенок к школе? (тест для родителей)

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

    11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

    13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. 

    Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным педагогом-психологом. В ходе собеседования психолог делает выводы, о готовности ребенка к обучению в школе, особенностях его развития и здоровья, в случае необходимости, родителям даются рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

    Как правильно выбрать канцтовары для первоклассника

    Тетради с нейтральными обложками

    -для первоклашек выбирайте тетради спокойных цветов - голубые, зеленые. Желательно без отвлекающих картинок и надписей;

    -бумага должна быть матовой белой или цвета слоновой кости - именно эти оттенки наиболее безопасны для детских глаз;

    -если странички в тетради грязно-белые, значит, тетрадка изготовлена из вторсырья. Качество у нее низкое, и даже самые аккуратные каракули в ней будут смотреться неряшливо. Другая крайность - ослепительно белоснежные странички некоторых импортных тетрадей. Будьте с ними осторожны: эта белизна плохо влияет на зрение и на их глянцевых страницах очень трудно писать.

    Ручки: только шариковые

    Малышам подойдут самые обычные привычные еще с советских времен шариковые ручки. При письме шариковой ручкой нужно прикладывать определенное усилие, это полезно для первоклашек. Не покупайте слишком толстые и тяжелые ручки, а также ручки с различными механизмами, игрушками, перьями. Все это будет создавать неудобства при письме, мешать и отвлекать его от обучения.

    Ножницы

    Для младших школьников нужны специальные детские, с тупыми закругленными краями.

    Линейка

    Простая деревянная. Дети часто ее грызут, поэтому дерево в этом случае безопаснее. К тому же на импортных пластиковых линейках нередко нанесены две шкалы - в сантиметрах и в дюймах, первоклашки будут путаться.

    Карандаши: удобнее с гранями

    Для младших школьников педагоги рекомендуют покупать не обычные, круглые, а граненые карандаши. Такая форма очень удобна для детских пальцев и они не скользят. Также обратите внимание на грифель. У некоторых цветных карандашей он очень твердый и ребенку трудно им рисовать или раскрашивать.

    Важно: грифель у карандашей должен быть средней твердости (она обозначена на деревянном корпусе буквами «НВ» или «ТМ»).

    Альбом

    Уточните в школе - нужен ли вам именно альбом: некоторые педагоги просят вместо него покупать специальные папки для акварели. Проследите, чтобы листы альбома для малыша были скреплены металлической скрепкой. Альбомы с проклеенными листами лучше не брать - они быстро рассыпаются.

    Краски

    Для первоклашки достаточно самого простого набора из 12 цветов. Это же касается и фломастеров: 12 цветов юному художнику вполне хватит.

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ

    А если ребенок - левша?

    Подход к леворуким детям сейчас упростился:  специалисты советуют ни в коем случае не переучивать ребенка и не заставлять его писать правой рукой - это может отрицательно сказаться на его способностях. А чтобы первоклашке было легче осваивать письмо, можно купить ему специальные канцтовары для левшей. Это ручки с углублением для пальцев, «перевернутые» ножницы, которыми удобно резать именно левой рукой, линейки, шкала на которых расположена наоборот - справа налево, и т. д. Даже с обычными точилками маленький левша справляется плохо: ему приходится вращать карандаш на себя. А со специальной леворукой, как и полагается, - от себя.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник - Пятница с 8.00 до 15.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie